ДЛЯ ЗАЯВОК

+7 (347) 266-60-78

   8-987-598-5-888

 [email protected]

  ro1e_ufa

 
Производители
 
 
 
 
 

 
Корзина
Пока пусто
 

по запросу осуществим выездную поверку на объекте заказчика

 

 

 

 

Предрейсовый осмотр водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Создание и лицензирование кабинетов для предрейсового осмотра.

    С 21.10.2008 вступил в силу Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", изданный во исполнение п. 1 ст. 6 Устава автомобильного транспорта. Данный приказ должны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Заметьте, что в нем отсутствует оговорка о применении данного документа только автотранспортными предприятиями.

Основные реквизитов путевого листа:

- сведения о водителе - в них входят фамилия, имя, отчество водителя, а также дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Отметка о прохождении медицинского осмотра должна быть проставлена медицинским работником и заверена его штампом и подписью с обязательной расшифровкой фамилии, имени и отчества.

                Нужно обратить внимание на обязательность предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

     Необходимость проводить медицинский осмотр водителя перед каждой рабочей сменой и после нее установлена п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а сам порядок проведения такого осмотра детально прописан в Методических рекомендациях "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утвержденных Минздравом России и Минтрансом России 29 января 2002 г.

 


 

Нужна ли лицензия ?

   

   Медицинская деятельность является лицензируемой (подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, "медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые)" отнесены к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию.

   Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на юридических лиц, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

     Ни Закон N 196-ФЗ, ни Положение не содержат прямого ответа на вопрос; необходимо ли автотранспортной организации, проводящей медосмотры своих водителей, получать лицензию на осуществление медицинской деятельности?

    Единственным документом ненормативного характера, указывающим на возможность привлечения сертифицированного медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, является письмо Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32. В нем приведены Методические рекомендации по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей (далее - Методические рекомендации), утвержденные Минздравом России совместно с Минтрансом России. Этот документ подробно описывает порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и требования к их проведению. Указанный порядок не отменен.

     Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организации или медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения (подп. 1.2 п. 1 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств - приложение 2 к Методическим рекомендациям).

    В соответствии с Методическими рекомендациями предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).

    Подпунктом 1.4 п. 1 Типового положения установлено, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, или медицинским учреждением, имеющим лицензию.

Первое мнение - лицензия не нужна.

     С учетом изложенного организации достаточно принять на работу в штат медицинского работника, который вправе осуществлять предрейсовые медицинские осмотры. Этот работник должен иметь соответствующий сертификат (согласно номенклатуре "Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств"), подтверждающий прохождение курса специального обучения. В таком случае организации не требуется получать лицензию на медицинскую деятельность.

     Указанной позиции придерживаются суды. Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 05.07.2007 N А12-2901/07 отказал в привлечении автотранспортной организации к ответственности, предусмотренной частью второй ст. 14.1 КоАП РФ (за осуществление медицинской деятельности без лицензии). Спор возник в 2007 г. Организация не являлась учреждением здравоохранения, и ее основной деятельностью являлось осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а предрейсовый осмотр водителей организации проводился штатным сотрудником (фельдшером), который имел соответствующий сертификат.

     Суд, отказывая Управлению Росздравнадзора в привлечении организации к ответственности, в своем решении сослался на пункты 1.2, 1.4 Методических рекомендаций. В своем решении суд отметил, что требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной. В рассматриваемом споре организация не являлась учреждением здравоохранения и ее основной деятельностью являлось осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

     Косвенное подтверждение этой позиции содержится в ответе Л.В. Полежарова, зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России ("Налоговый вестник", N 1, январь 2008 г.):

 "…предрейсовые медицинские осмотры вправе проводить медицинские работники, зачисленные в штат организации и имеющие соответствующий сертификат (согласно номенклатуре "Работы и услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств"), или работники медицинских учреждений, имеющих лицензию на этот вид деятельности, на основании заключенных договоров с медицинскими учреждениями.

Противоположный подход к вопросу

         Необходима ли лицензия предприятию для оказания любых работ и услуг, относящихся к медицинской деятельности, если такая деятельность оказывается:

  • -  для собственных нужд предприятия (для обеспечения лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда);
  • - штатными медицинскими работниками, имеющими соответствующее образование, подтвержденное необходимыми документами?

     Буквальное толкование действующих норм вынуждает сделать весьма абсурдный и недопустимый вывод: государство обязывает хозяйствующего субъекта заниматься лицензируемой деятельностью в дополнение к основным видам деятельности.

     При этом ни Закон N 128-ФЗ, ни Положение о лицензировании отдельных видов медицинской деятельности не выделяет последнюю, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию, как это, к примеру, установлено для пассажирских перевозок автомобильным транспортом или технического обслуживания медицинской техники (п. 62, 50 ч. 1 ст. 17 N 128-ФЗ).

     Таким образом, по действующему законодательству РФ медицинская деятельность подлежит лицензированию независимо от того, связана она с выполнением работ и оказанием услуг третьим лицам (является для организации основным видом деятельности) либо работникам собственной организации.

    В судебных решениях отмечается, что деятельность по проведению предрейсовых медосмотров предполагает обязательное наличие лицензии у организации (ФАС СКО в постановлениях от 08.05.2007 N Ф08-1326/2007-564А; от 25.04.2007 N Ф08-2076/2007-835А; от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А и др).

    В этом случае юридическое лицо, в штате которого состоит медицинский работник, имеющий право проводить предрейсовый медосмотр, обязано получать соответствующую лицензию.

      Варианты реализации предрейсового осмотра в рамках организации:

Организация получает лицензию, оформляет медицинский кабинет и содержит в штате медицинских работников.

Организация работает без лицензии, заключив гражданско-правовой договор с учреждением здравоохранения и сократив в штате медработников.

Организация работает без лицензии, содержит медицинский кабинет и медицинских сотрудников в штате.

Кто может проводить медосмотры - обязательно ли иметь медицинское образование?

    Медицинскими работниками, проводящими предрейсовый медосмотр водителей, согласно пункту 1.4 типового положения об организации медицинских осмотров автотранспортных средств, утвержденного Письмом, являются, врачи, фельдшеры, медсестры и другой медперсонал, который прошел специальное обучение и получил сертификат.

     Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 года N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" утверждена программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Обучаясь по этой программе, медицинские работники получают необходимый объем знаний для проведения предрейсовых осмотров водителей, что подтверждается соответствующим сертификатом.

Проведение предрейсовых медосмотров является медицинской деятельностью.

     В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (статья 54) право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

    Письмо Минздрава РФ от 20 января 2003 г. N 2510/478-03-32 "О предрейсовых осмотрах и медицинских освидетельствованиях на состояние опьянения":

     "Минздрав России разъясняет, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры согласно статье 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" является частью медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно проводится медицинскими работниками"

    По моему мнению, исходя из изложенного выше, наличие среднего или высшего образования у медперсонала, проводящего медосмотры обязательно. Для уточнения этого положения обратитесь в наркологический диспансер, который осуществляет подготовку специалистов и выдачу сертификатов.

Последствия нарушений требований о проведении медосмотров, неправильное оформление путевого листа.

    Транспортная инспекция, обнаружив нарушение (например, если у водителя не будет путевого листа, или этот документ будут неправильно оформлен), составит рапорт. Затем они передадут его в то подразделение инспекции, на территории которого находится предприятие-нарушитель. Далее оно вместе с работниками ГАИ проверит, как выполняются требования приказа N 27 в этой организации.

     Если эта проверка выявит нарушения, то на первый раз транспортники ограничатся предписанием, в котором предложат устранить недостатки.

     Но если фирма попадется вторично, то сотрудники Транспортной инспекции составят протокол о невыполнении в срок законных требований контролирующих органов. За это нарушение полагается штраф (ст. 19.5 КоАП РФ):

 - для организаций - от 5000 до 10 000 руб.;

 - для должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб.

     Однако, уплатив штраф, нарушитель должен будет устранить выявленные недостатки. Если при повторной проверке инспектор вновь наткнется на те же нарушения, то он составит новый протокол. Причем неисправленные недостатки будут отягчающим обстоятельством (ст. 4.3 КоАП РФ). А это автоматически повлечет за собой увеличение суммы штрафа.

     Неправильно оформленные или неполностью оформленные путевые листы могут привести к разногласиям с налоговыми органами по поводу обоснованности включения затрат по ГСМ в расходы.

 

Материалы по теме: